Общие понятия о контактном дерматите

Контактный дерматит проявляется сыпью и воспалением кожного покрова. Это неинфекционное заболевание, развивающееся в ответ на раздражение эпидермиса сильнодействующими веществами или другими факторами.Общие понятия о контактном дерматите

Причины

Патогенез болезни зависит от внутренних и внешних условий. Существует две разновидности патологии. Простой дерматит вызывает соприкосновение кожи с токсичными соединениями. В том месте, где произошел контакт, наблюдаются патологические симптомы. У некоторых людей раздражение проявляется сразу, у других — через несколько дней после соприкосновения.

Аллергический дерматит наблюдается при взаимодействии с веществами, которые вызывают у человека аллергическую реакцию. При контакте с кожей иммунная система сигнализирует об опасности сыпью и покраснением.

Такую форму болезни провоцируют не только токсины. Это может быть любое вещество, отторгаемое организмом.

В международном справочнике классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10), аллергический дерматит занимает позицию L23, которая разделена на 10 подгрупп, уточняющих, какой именно аллерген вызывает раздражение. Код по МКБ 10 простого контактного дерматита — L25.

Медики, изучающие этиологию заболевания, считают, что самыми распространенными причинами бывают наследственность и склонность к аллергическим реакциям. Спровоцировать вспышку болезни могут:

• синтетическая одежда,
  • косметика,
  • средства личной гигиены,
  • бытовая химия,
  • антибиотики и гормональные лекарства,
  • шерстяные ткани,
  • постоянное трение неудобной обувью или вещами,
  • латекс,
  • прикосновение к коже определенных металлов, например, серебра или никеля,
  • красящие вещества, клей, растворители.

Особенностью патологии считается то, что симптомы проявляются именно в том месте, где произошел контакт с раздражающим веществом.Общие понятия о контактном дерматите

Заболеванию одинаково подвержены взрослые люди и дети. У младенцев причиной высыпаний может быть отрицательная реакция на латекс, из которого сделаны пустышки, шерстяные одеяла, присыпку или крем.

В некоторых случаях развивается профессиональный дерматит. В зоне риска находятся люди, которые в процессе работы контактируют с токсичными веществами. С признаками контактного дерматита на руках в больницу часто обращаются медики, фармацевты, парикмахеры, строители, работники пищевой промышленности, уборщицы.

Врачи отмечают, что среди пациентов, страдающих простым контактным дерматитом на лице и теле, больше женщин, чем мужчин. Тенденция связана с тем, что представительницы слабого пола чаще пользуются косметикой, кремами и носят бижутерию.

Общие понятия о контактном дерматите

Симптомы

Различают острый и хронический дерматит. Острая форма развивается бурно и сопровождается:

• сильным покраснением,
  • отечностью кожи,
  • зудом и жжением в пораженной области,
  • появлением мелких пузырьков и сыпью,
  • мокнущими ранками.

Наблюдается общее ухудшение состояния. Раздражительность, бессонница, перепады настроения — частые признаки контактного дерматита.

В тяжелых случаях появляются струпья и шелушение, кожный покров приобретает синюшный цвет и выглядит одутловатым. На фото, которое представлено ниже, можно отчетливо разглядеть проявления острой фазы заболевания.Общие понятия о контактном дерматите

При хроническом дерматите симптомы выражены слабее. Роговой слой кожи уплотняется, на нем формируются чешуйки, шероховатость, пигментация. Иногда тревожит незначительное покраснение и слабый зуд.

У детей дерматит такого типа начинается внезапно. На коже появляются характерные красные пятна и сыпь. Малыш жалуется на зуд и часто расчесывает места поражения, занося инфекцию.

При возникновении неприятных симптомов у ребенка, надо немедленно обращаться к врачу. Если вовремя не принять меры, патология переходит в хроническую форму и может тревожить на протяжении всей жизни, периодически обостряясь.

На лице

Проявления контактного дерматита на лице вызывает соприкосновение с аллергенами. Это может быть синтетическая одежда, постельное белье, косметика, металлические украшения, регулярное посещение солярия или пляжа. Чаще всего он развивается постепенно. Человек замечает первые признаки через несколько дней или недель после неоднократного контакта с раздражителем.Общие понятия о контактном дерматите

1. Сыпь и покраснение локализуются на щеках, подбородке, на носу и даже на веках глаз.
  2. На мочках ушей воспаление начинается из-за реакции на бижутерию. Многие женщины замечают, что у них болят проколотые уши, когда они надевают никелевые или серебряные серьги.
  3. Если раздражение не проходит после обработки ранозаживляющими мазями, это признак контактного дерматита. Для его устранения требуется оградить кожу от провоцирующего фактора.
  4. Аллергическая реакция на косметику может затронуть каждое веко, вызывая опухание кожи и сильный зуд.

На начальной стадии высыпания на лице хорошо поддаются лечению, но, если не провести его вовремя, площадь пораженного участка кожи увеличивается, появляются пузырьки, жжение, сильная отечность, избавиться от которых намного сложнее.

На руках и ногах

Это распространенное явление. Острая фаза болезни приносит нестерпимый зуд, боль и ярко выраженное воспаление. Поражение на руках у взрослых людей часто вызвано химическими раздражителями. Кожа меняет свой цвет, становится ярко-розовой и отекает. На ней формируются пузыри, заполненные мутноватой жидкостью. После вскрытия образуются болезненные ранки, которые покрываются корочками. Их нельзя срывать раньше времени. Это грозит рубцами и шрамами.

Длительное воздействие холода часто вызывает дерматит на руках. Зимой необходимо беречь пальцы, надевая при выходе на улицу перчатки. Если переохлаждения избежать не удалось, каждый палец краснеет, становится припухлым, зудит и чешется.

Когда патология спровоцирована механическими повреждениями, симптомы иногда сопровождаются потертостями, мозолями, желто-коричневыми бляшками. Подобное часто происходит на ногах, когда ступни натирает неудобная обувь.Общие понятия о контактном дерматите

Чтобы кожный покров очистился быстрее, следует в первую очередь устранить провоцирующий фактор. После этого можно приступать к комплексному лечению, назначенному врачом.

На теле

Высыпания, отечность и покраснение могут возникнуть на любом участке кожного покрова. Нередко дерматит этого типа диагностируется на половых органах мужчин и женщин. Заболевание сопровождается:

• жжением,
  • зудом,
  • воспалением слизистой оболочки,
  • мелкими прыщами,
  • покраснением.

Часто патологию провоцируют контрацептивы. Сыпь на мужском члене и женских половых органах может вызвать реакция на латекс презервативов, вагинальные свечи, лубриканты и средства интимной гигиены. Иногда воспаление — ответная реакция на синтетическое белье, порошки, использующиеся для стирки. Все эти предпосылки приводят к белесому налету на половых органах, жжению и болезненным ощущениям.Общие понятия о контактном дерматите

В тяжелых случаях в области гениталий образуются пузырьки. Когда они лопаются, верхний слой кожи отслаивается, появляются болезненные ранки. Симптомы контактного дерматита в интимной зоне нужно немедленно лечить, чтобы избежать заразной инфекции и серьезных осложнений.

Диагностика

Почувствовав признаки раздражения на коже, следует обратиться в больницу. Проще всего записаться на прием к терапевту, который, заподозрив дерматит, направит на обследование к узкому специалисту.

Диагностика включает в себя подробный опрос пациента и визуальный осмотр. Врач должен выяснить, как долго наблюдаются симптомы, изучить высыпания, особенности жизни человека, его вкусовые предпочтения и многое другое. На основании полученных данных дерматолог составляет историю болезни и определяет, что именно вызвало негативную реакцию на кожном покрове.Общие понятия о контактном дерматите

Для уточнения диагноза часто требуется пройти тест на аллергическую гиперчувствительность замедленного типа. Он покажет, на что именно проявляется аллергия.

1. Во время процедуры на кожу спины наклеивают небольшие пластыри, в которых присутствуют незначительные частицы аллергенов.
  2. Они остаются на теле в течение 2 дней. Чтобы тест был точным, их запрещается мочить, поэтому следует исключить водные процедуры.
  3. Затем специалист снимает пластыри и проверяет, на какие аллергены присутствует негативная реакция. Возможно, потребуется еще одно тестирование, чтобы поставить точный диагноз.

Когда установлена причина заболевания, назначается комплексная терапия, направленная на снижение симптомов и повышение защитных сил организма.Общие понятия о контактном дерматите

Лечение

В первую очередь требуется устранить провоцирующий фактор. После прописывается курс медицинских препаратов. Для борьбы с болезнью медики используют:

• Антигистаминные лекарства, например, Кларитин, Цетрин или Ролиноз. Они быстро снимают отечность, зуд и очищают кожу от аллергической сыпи.
  • Кортикостероиды. Это гормональные средства, избавляющие от симптомов болезни в кратчайшие сроки. Распространенные препараты — Дексаметазон и Преднизолон.
  • Мази и кремы для наружной обработки, такие как: Эплан и Флуцинар.
  • Антибиотики — Доксициклин, Тетрациклин.
  • Витаминные комплексы и средства, восстанавливающие микрофлору кишечника.

На заключительном этапе помогают физиопроцедуры. Они предотвращают рецидивы и тщательно очищают кожу от высыпаний и шелушения. Хорошие результаты обеспечивает ультрафонофорез, лазеротерапия, магнитное поле.

Одновременно с медикаментами полезны народные средства. Вылечить проявления дерматита можно домашними мазями на основе глицерина, картофельного крахмала и других доступных ингредиентов.

В процессе лечения важно придерживаться специальной диеты, которая исключает жирные, копченые блюда, цитрусовые, яйца и другие продукты, способные спровоцировать аллергическую реакцию.