Как сдать анализ для диагностики грибка ногтей

Более 20% населения нашей планеты страдают от онихомикоза — грибковой инфекции, поражающей ногти. Залогом полного избавления от заболевания является правильное и своевременное лечение, основанное на точной постановке диагноза. С этой целью при первом обращении к дерматологу пациенту назначают анализ на грибок ногтей.Как сдать анализ для диагностики грибка ногтей

Виды анализов на грибок

При появлении первых симптомов грибкового поражения необходимо записаться на консультацию к микологу или дерматологу. После визуального осмотра и составления анамнеза врач определит, какие исследования необходимо сделать для уточнения диагноза. Чаще всего назначаются следующие виды анализов:

• микроскопическое исследование биологического материала,
  • бактериологический посев на питательные среды,
  • метод полимеразной цепной реакции (ПЦР).

Для выявления у пациента сопутствующих хронических заболеваний, а также для контроля за процессом лечения, в перечень исследований включают общие анализы крови и мочи.

Методика проведения анализов

Некоторые симптомы онихомикоза схожи с признаками других дерматологических заболеваний: псориаза, кератодермита, красного плоского лишая.

Очень важно дифференцировать грибковое поражение и выявить тип возбудителя, который его спровоцировал. С этой целью у пациента берут на исследование кровь и делают соскоб с пораженного болезнью ногтя.

Подготовка к взятию крови на анализ

Чтобы результаты исследований были как можно более точными, необходимо добросовестно подготовиться к сдаче анализа крови. Основные рекомендации сводятся к следующему:

• забор крови проводится натощак, поэтому последний прием пищи должен быть не менее, чем за 8 часов,Как сдать анализ для диагностики грибка ногтей
  • за 2 суток до анализа следует ограничить тяжелые физические нагрузки,
  • в течение 24 часов запрещено употреблять алкогольные напитки,
  • на протяжении 12 часов не принимать антибиотики и другие лекарственные препараты,
  • в день забора крови желательно воздержаться от курения.

Необходимо за несколько суток до посещения лаборатории избегать стрессовых ситуаций, снизить эмоциональное напряжение, не нервничать.

Анализ крови берется из вены пациента. Сдать его можно в кожно-венерологическом диспансере, специализированном микологическом центре или в любой поликлинике.

Метод ПЦР

В основе метода лежат принципы молекулярной биологии, позволяющие выявить возбудителей различных заболеваний на генном уровне.

Суть ПЦР заключается в воздействии на биоматериал особыми ферментами, приводящими к множественному копированию ДНК и РНК патогенных микроорганизмов. Полученные фрагменты лаборанты сравнивают с базовыми образцами и определяют тип возбудителя и его количество.Как сдать анализ для диагностики грибка ногтей

Этот метод диагностики считается наиболее точным и обладает рядом преимуществ перед другими исследованиями:

• универсальность — в качестве биоматериала может использоваться не только кровь, но и частички кожи или ногтей,
  • точность — не выдает ложноположительных или ложноотрицательных ответов,
  • быстрота — результаты анализа готовы уже через 6—8 часов после забора материала,
  • чувствительность — способ дает возможность идентифицировать патогенную микрофлору даже на начальных стадиях болезни.

Стоимость анализа ПЦР немного выше, чем на другие исследования при онихомикозе, однако точность поставленного с его помощью диагноза позволяет в дальнейшем избежать затрат на ненужные и неэффективные препараты.

Подготовка к взятию соскоба ногтя

Для подтверждения диагноза и определения типа возбудителя требуется исследование биологического материала, взятого с пораженных участков ногтя. Как сдать анализ для диагностики грибка ногтейПодготовка к соскобу состоит в выполнении следующих условий:

• за 2 недели до посещения лаборатории не состригать ногти,
  • за 3 дня до исследования удалить с ногтей лак,
  • в течение 3 суток не наносить противогрибковые препараты, не пользоваться мылом, не применять народные методы лечения.

Чтобы не «смазать» картину заболевания, следует воздержаться от перорального приема антимикозных препаратов. Накануне нельзя употреблять алкогольные напитки, кофе и крепкий чай.

Как берется соскоб с ногтя

Забор биологического материала для исследований берется только в специализированных медицинских центрах или кожно-венерологических диспансерах, которые располагают необходимым оборудованием и реактивами для его исследования.

Процедура абсолютно безболезненна и безвредна для человека и включает такие мероприятия:

• при наличии толстого рогового слоя с ногтя соскребаются скальпелем несколько чешуек,
  • при поражении края ногтевой пластины с нее срезается небольшой кусочек ножницами или кусачками,
  • если микоз затронул околоногтевой валик, то забор биоматериала производится из этой зоны,
  • при проксимальном типе заболевания (поражение внутренней стороны ногтя) ноготь отторгается от ложа, а затем берется соскоб.

Если у пациента наблюдаются на ноге или руке признаки гнойной инфекции, то для исследования берется также экссудат и соскоб кожи с пораженного участка.

Микробиологическое исследование

Микроскопический метод позволяет установить присутствие патогенной микотической флоры. Для этого кусочек ногтя выдерживают в растворе щелочи, а затем рассматривают при большом увеличении. При необходимости применяют различные красители.Как сдать анализ для диагностики грибка ногтей

Срок выполнения анализа — от 2 до 4 дней. Чаще всего по результатам можно лишь судить о наличии или отсутствии грибков. Только в единичных случаях удается определить тип возбудителя (дрожжеподобный или плесневый) и его количество.

Если в результате будут обнаружены только единичные клетки, это позволяет сделать вывод, что пациент не болен онихомикозом, а является лишь носителем грибка. В этом случае будет рекомендовано не лечение, а профилактические меры, которые не позволят заболеванию перейти в активную фазу.

Бактериальный посев

Исследование биологического материала под микроскопом дает быстрый, но не всегда точный результат. Поэтому при онихомикозе рекомендуется проводить также бактериальный посев на специальные среды.

Как сдать анализ для диагностики грибка ногтейСуть метода заключается в помещении кусочков биоматериала на питательный субстрат и создании благоприятных условий (температуры, влажности и освещенности) для развития грибков. Культивация проводится в специальных термостатах и занимает от 10 до 14 дней.

По результатам исследования можно получить ответы на такие вопросы:

• имеется ли в образце патогенная микрофлора,
  • насколько активен возбудитель, как быстро увеличивается размер его колонии,
  • к каким препаратам грибок наиболее чувствителен.

Биологический посев дает точные сведения о типе и штамме возбудителя, что очень важно для назначения эффективного лечения.

Какие еще анализы могут понадобиться

Если взять забор биологического материала не представляется возможным, для диагностики онихомикоза проводят иммуноферментный анализ крови (ИФА). Точность определения наличия грибковой микрофлоры этим методом составляет 80%.

Одной из причин, провоцирующей развитие грибкового поражения ногтей, являются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и других органов, а также болезни эндокринной системы, в том числе сахарный диабет. Выявить эти патологии помогут общие анализы крови и мочи.

По результатам этих исследований врач сможет откорректировать назначенное лечение и ускорить избавление пациента от онихомикоза. Рекомендуется сдавать общие анализы несколько раз в течение болезни, чтобы проследить в динамике действие противогрибковых препаратов.

Расшифровка результатов

Отрицательный ответ, полученный по результатам бакпосева или микробиологического исследования, говорит о том, что человек здоров. Случается, что пациент нарушает правила подготовки к анализу и получает положительный ответ при отсутствии признаков заболевания. Это требует дополнительных исследований, например, ПЦР или ИФА тестов, которые подтвердят или опровергнут предварительный диагноз.Как сдать анализ для диагностики грибка ногтей

Расшифровка результатов лабораторной диагностики позволяет определить тип возбудителя и его отношение к различным группам лекарственных препаратов. Это необходимо для точного определения методики лечения и правильного подбора средств традиционной и народной терапии.

Не следует бояться соскоба и других лабораторных анализов на грибок. Чем раньше будет диагностировано это заболевание, тем больше шансов на быстрое и эффективное избавление от его неприятных симптомов.