Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдать

Псориаз — это неинфекционное хроническое заболевание кожи, этиология которого досконально не выяснена. От него страдает около 4% населения планеты, подавляющее большинство которых моложе 45 лет. Рассмотрим подробнее, какие анализы нужно сдать при псориазе, чтобы уточнить диагноз.Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдать

Специфика заболевания

Наибольшее распространение получила аутоиммунная теория возникновения псориаза, согласно которой, спровоцировать его могут следующие факторы:

• генетическая предрасположенность,
  • хронические заболевания внутренних органов,
  • заражение паразитами,
  • нервные перегрузки,
  • гормональные нарушения,
  • вирусные инфекции.

Псориаз проявляется на коже в виде красных пятен, покрытых небольшими чешуйками серо-белого цвета, и сопровождается сильным зудом.

Самыми распространенными местами локализации псориазных пятен являются:

• локтевые и коленные суставы,
  • кожа головы под волосами,
  • нижняя часть спины,
  • кисти рук,
  • ступни ног.

Болезнь может затронуть слизистую оболочку, появившись на внутренней стороне щек, языке и губах, а также поражать ногтевые пластины.

Одним из осложнений заболевания является псориатический артрит, затрагивающий суставы конечностей. У некоторых больных развивается увеит — воспаление сосудистой оболочки глаз, при котором вокруг зрачка появляется кровавый ободок.

Принципы диагностики

При обнаружении первых симптомов псориаза на коже следует записаться на консультацию к дерматологу. Для восстановления клинической картины заболевания необходим тщательный осмотр кожных покровов. В ходе опроса пациента выясняются:

• жалобы больного,
  • сведения о наличии дерматологических заболеваний у ближайших родственников,
  • выявление хронических патологий внутренних органов,
  • подробности образа жизни пациента (рацион, вредные привычки, условия работы).

При наличии поражений других органов больного направляют на дополнительные консультации к следующим специалистам:

• офтальмолог,
  • ревматолог,
  • ортопед,
  • гастроэнтеролог,
  • невропатолог,
  • эндокринолог.

Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдать

Характерные симптомы псориаза — наличие пятен, чешуйчатых бляшек и выступающие капли крови при их соскабливании — обычно не вызывают сомнений в правильности диагноза.

Но в некоторых случаях требуется проведение дифференцирования, поскольку такие же признаки могут иметь следующие заболевания:

• красный плоский лишай,
  • системная волчанка,
  • себорейная экзема,
  • атопический дерматит,
  • микробная экзема,
  • папулезный сифилис.

Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдатьПравильно поставленный диагноз позволяет определить методику лечения заболевания с использованием медицинских препаратов, физиотерапевтических процедур и народных рецептов.

Подходы к лечению

Схема терапии псориаза подбирается индивидуально для каждого пациента, учитывая выявленные причины заболевания и основные симптомы. Прежде всего, это препараты для наружного применения:

• на основе дегтя: Антипсорин, Коллоидин,
  • на основе солидола: Цитопсор, Солипсор,
  • на основе нефти: Лостерин, Нафтадерм.

Медикаментозные средства для внутреннего приема подразделяются на следующие группы:

• ретиноиды: Сориатан, Ацитретин,
  • иммуносупрессоры: Метотрексат, Сандиммун Неорал,
  • кортикостероиды: Преднизолон, Бетаметазон.

Для пациентов показаны физиотерапевтические процедуры: ультразвуковая терапия, электросон, УФВ-облучение. Применяются также обертывания грязями и морскими водорослями, солевые ванны, озонотерапия.

Одним из условий эффективного избавления от проявлений псориаза является соблюдение диеты с исключением продуктов, которые могут спровоцировать обострение болезни. Пациенту также рекомендуется изменить образ жизни, отказаться от вредных привычек, больше бывать на свежем воздухе.

Какие анализы нужно сдать

Диагностировать псориаз только по внешним проявлениям удается не всегда. Поэтому иногда врач направляет пациента на лабораторные исследования. Анализы могут назначаться и в процессе лечения для определения изменений в клинической картине и подтверждения правильности выбранной методики.Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдать

Общее обследование

Выяснить принадлежность наружных симптомов к псориазу можно при помощи таких исследований:

1. Общий анализ крови, определяющий уровень гемоглобина и число лейкоцитов для обнаружения воспалительного процесса.
  2. Биохимический анализ крови, показатели которого нужны для выявления уровня мочевой кислоты и наличия ревматоидного фактора.
  3. Общий анализ мочи для определения сопутствующих патологий.
  4. Анализ кала для выявления нарушений в работе желудочно-кишечного тракта и наличия паразитов.

В перечень обязательных лабораторных исследований входит также анализ крови на ВИЧ, для того чтобы отбросить влияние этого вируса на течение заболевания.

Дополнительное обследование

Иногда для уточнения картины развития псориаза и определения причин, которые его спровоцировали, требуются следующие процедуры:

1. Биопсия кожных покровов — исследование небольшого фрагмента дермы, взятого с одного или нескольких пораженных участков.
  2. Бактериологический посев требуется, если псориаз обнаружен на слизистых оболочках.
  3. Анализ крови на сифилис, который при отрицательном результате позволит исключить это заболевание.
  4. Тестирование с оксидом калия проводится при подозрении на присутствие микозной флоры.

Диагностика псориаза у детей не требует специальных лабораторных исследований, как у взрослых. Обычно она ограничивается взятием соскоба с пораженного участка для биопсии.Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдать

Изменения в суставах, являющиеся одним из проявлений псориатического артрита, выявляются при помощи рентгенографии.

Какие еще исследования может назначить врач

Симптомы псориаза проявляются у каждого пациента индивидуально и могут быть нетипичными для заболевания. Поэтому некоторым больным приходится сдавать такие анализы:

1. Анализ крови на аллергию (Ig E).
  2. Анализ синовиальной жидкости из сустава.
  3. Иммунологические исследования.

Результаты диагностики позволяют выявить побочные факторы, влияющие на течение заболевания, и скорректировать методику его лечения.

Анализы для беременных

Появление симптомов псориаза у женщин в период беременности обусловлено чаще всего гормональными изменениями в организме и снижением иммунитета. Диагностика проводится на основе осмотра, изучения эпикриза и лабораторных исследований.Диагностика псориаза: какие анализы необходимо сдать

Большинство анализов женщина сдает сразу же после постановки на учет в женской консультации. При подозрении на псориаз назначается дополнительный анализ крови на пролактин, позволяющий выявить генетическую предрасположенность к заболеванию.

Подготовка к анализам

Для постановки диагноза очень важно, чтобы все лабораторные показатели были достоверными и не искажали подлинную картину заболевания. Поэтому существует несколько правил для тех, кто сдает анализы на псориаз:

• не принимать лекарственные препараты в течение 10 дней до исследования,
  • перед взятием материала на биопсию не использовать мази, кремы и другие наружные средства,
  • накануне и в день анализов не курить и не пить алкогольные напитки,
  • избегать излишней эмоциональной нагрузки.

Перед сдачей анализов крови необходимо воздержаться от приема пищи в течение 8—10 часов.

Где пройти обследование

Обследование можно пройти в кожно-венерологическом диспансере. Там же можно сдать все необходимые анализы и проходить назначенные процедуры. Кроме того, подобные исследования делают в частных клиниках, а также в специализированных лабораториях.

Результаты анализов при псориазе — это самый действенный способ постановки точного диагноза и выявления вторичных патологий и осложнений, которые могут сопутствовать этому заболеванию.