Почему появляются белые родинки

Белая родинка

Родинки представляют собой плоские или выпуклые пятна темно-коричневого или черного цвета и не доставляют особого дискомфорта. Но иногда на коже можно заметить образования, имеющие непривычную форму, размер или окраску. К ним, в частности, относится белая родинка. Попробуем разобраться, что из себя представляет белое родимое пятно и должно ли его появление стать причиной для беспокойства.

Классификация белых родинок

Родинка, или невус, — это врожденное или приобретенное образование на коже, имеющее в подавляющем большинстве случаев доброкачественный характер.

В дерматологии их классифицируют по нескольким признакам:

По внешнему виду:

• плоские,
  • выпуклые,
бородавчатые

По цвету:

• коричневые,
  • черные,
  • фиолетовые,
  • красные,
  • белые.

По расположению:

• эпидермальные,
  • интерадермальные,
  • граничные.

Невусы различаются по размеру: от почти незаметных до огромных родимых пятен, охватывающих значительную площадь кожи. Такие гигантские родинки считаются наиболее опасными и требуют пристального внимания.

Окрашивание родинки в темные цвета происходит благодаря пигменту — меланину, количество которого у каждого человека индивидуально и зависит от расовой принадлежности, особенностей организма, а также от длительности пребывания под солнечными лучами.

Пятна на теле

В отличие от остальных родимых пятен, у белых родинок не избыток, а недостаток меланина. Чаще всего они представляют собой небольшие округлые или овальные пятна, расположенные на коже поодиночке или группой. Они не болезненны и не доставляют человеку проблем. Случается, что белые невусы на лице или теле с течением времени уменьшаются и бесследно исчезают. Встречаются также прозрачные, практически бесцветные, родинки, которые трудно заметить на поверхности кожи.

Места локализации белых родинок

Белые родинки у маленького ребенка могут быть с самого рождения или появиться в первые месяцы жизни. Это является результатом нарушения пигментного обмена, происходящего во внутриутробный период. По мере роста малыша пятнышки увеличиваются в размерах, что абсолютно нормально и не представляет опасности.

Часто родинки появляются у подростков во время гормональной перестройки организма. Это считается нормальным явлением и не должно стать предметом беспокойства.

По внешнему виду выпуклая белая родинка напоминает бородавку.

К отличительным признакам относятся также:

• ровные и четко очерченные границы,
  • отсутствие воспаления по краям,
  • мягкая поверхность.
Родинка с границами

Размеры невуса светлого или белого цвета варьируются от 2—3 мм до 2—2,5 см.

Чаще всего они размещаются на следующих участках тела:

• шея,
  • подмышечные впадины,
  • плечи,
  • грудь,
  • наружные половые органы,
  • живот,
  • руки и ноги.

Иногда во взрослом возрасте у пациентов наблюдается появление белых пятен на лице, конечностях, в волосистой части головы, в паховой зоне. Это является симптомом витилиго — кожной болезни, сопровождающейся разрушением меланина.

Причины появления белых родинок

Причины родинок

Недостаточная выработка пигмента приводит к появлению белых образований или осветлению темных.

Основными причинами этого считаются:

1. Длительное пребывание под палящими лучами солнца.
  2. Частое посещение солярия.
  3. Гормональные изменения в организме.
  4. Прием медицинских препаратов, содержащих кортикостероиды.
  5. Воспалительные процессы на коже (акне, сыпь).
  6. Нервные перегрузки, стрессы.
  7. Экологическая обстановка.
  8. Вредные привычки: злоупотребление алкоголем, курение.

Склонность к образованию родинок передается по наследству. Причем проявиться это может не только в детском, но и в достаточно зрелом возрасте.

Осложнения и возможные последствия появления белых родинок

Родимые пятна это — не заболевание, а дефект кожи, который для многих людей становится «изюминкой» внешности. А белый цвет — не патология, а лишь индивидуальная особенность организма, вырабатывающего недостаточное количество пигмента. Казалось бы, волноваться из-за родинок на теле нет повода. К сожалению, это не всегда соответствует истине.

Самая большая опасность, которая может произойти с невусами — перерождение из доброкачественных образований в злокачественные. Поэтому каждому человеку необходимо почаще обращать внимание на родимые пятна и при малейших изменениях идти к врачу.

Пятно на коже

Причиной для беспокойства должны стать следующие симптомы:

• плоское образование стало выпуклым,
  • белая точка, появившаяся на темной родинке,
  • вокруг невуса образуется белый ореол,
  • родинка начинает болеть и чесаться,
  • кровоточивость,
  • нарушение четких границ, разрастание родимого пятна.

Если рядом с белой родинкой стали появляться образования другого цвета или сам невус начал менять окраску, следует сразу же записаться на консультацию к специалисту. В особенности это относится к лицам старше 60 лет, людям, имеющим на теле более десятка новообразований, в особенности крупного и очень крупного размера.

Выпуклая родинка

Особую опасность представляют белые родинки, расположенные в местах, где они постоянно травмируются одеждой. При нарушении целостности и кровотечении вероятность перерождения невуса в онкологию повышается в несколько раз.

Диагностика белых родинок

Диагностикой и лечением кожных заболеваний занимаются дерматологи и косметологи в специализированных клиниках. Проводится внешний осмотр родимого пятна для определения его места расположения, размера, формы, цвета. Затем врач опрашивает пациента, выясняя наследственную предрасположенность, условия жизни, наличие провоцирующих факторов.

Для постановки правильного диагноза могут понадобиться следующие процедуры:

• исследование при помощи дерматоскопа,
  • взятие мазков с поверхности невуса,
  • анализ крови на онкомаркеры,
  • компьютерная томография.
Осмотр врача

Необходима дифференциальная диагностика, позволяющая отделить невус от других образований на коже — бородавок, контагиозного моллюска, базалиомы. После удаления родинки ее направляют на гистологическое исследование и биопсию, чтобы убедиться в доброкачественности или определить признаки перерождения.

Методика лечения белых родинок

Если белые родимые пятна расположены в малозаметных местах, не беспокоят человека и не имеют склонности к перерастанию в злокачественные, то проводить какие-либо лечебные мероприятия не нужно.

Если родинка доставляет дискомфорт или может привести к нежелательным последствиям, от нее необходимо избавиться.

Удаление родинки

Терапевтические способы

Медикаментозное лечение родинок терапевтическими методами не может ни убрать их, ни приостановить рост. Поэтому для удаления невусов прибегают к кардинальным способам — хирургическим или малоинвазивным.

Малоинвазивные методы, как правило, безболезненны и не требуют наркоза. В отдельных случаях, по желанию самого пациента, делают местную анестезию. Все процедуры не нуждаются в условиях стационара, а выполняются амбулаторно, по их окончании больной уходит домой.

Самыми популярными способами удаления кожных новообразований являются следующие:

1. Электрокоагуляция. Родинка удаляется «электроножом» при помощи токов высокой частоты. После процедуры на коже может остаться рубец или пигментированное пятно.
  2. Криодеструкция. Воздействие на невус жидким азотом, после чего образования отмирают и послойно отшелушиваются. Если родинка находится глубоко в кожном покрове, может понадобиться повторная процедура.
Криодеструкция.
  1. Радиохирургия. Родимые пятна удаляются пучком направленных радиоволн (радионож). Метод используется для небольших образований и только при 100% уверенности в их доброкачественности.
  2. Лазерная фотокоагуляция. Новообразование снимается послойно лазерным лучом. При этом одновременно проходит коагуляция сосудов, препятствующая кровотечению. Метод считается самым эффективным и занимает не более 15 минут.

При подозрении на перерождение родинки или в случаях, когда применение малоинвазивных методов невозможно по каким-либо причинам, удаление проводят традиционным хирургическим способом.

Лазерная фотокоагуляция.

При этом вместе с новообразованием вырезается небольшой участок кожи, а на рану накладываются швы. Операция проводится под местным наркозом. В первое время могут беспокоить боли, чувство стянутости, которое проходит через несколько суток. После хирургического вмешательства на коже остается рубец.

Методы народной медицины

Многие народные целители предлагают избавиться от белых родинок при помощи лекарственных трав и других домашних средств. Прежде чем воспользоваться их советами, необходимо убедиться, что образование доброкачественное и не имеет тенденции к перерождению. Для этого нужно обратиться в специализированную клинику и пройти полное обследование.

Если противопоказаний для народной медицины нет, то можно воспользоваться следующими рецептами:

1. Смешать чайную ложку меда и чайную ложку льняного масла. Наносить на родинку 3 раза в сутки.
  2. Измельчить 3 зубчика чеснока, добавить 1 столовую ложку свежевыжатого лимонного сока. Смесь аккуратно втирать в родинку несколько раз в день.
  3. Белый невус можно протирать свежим кусочком ананаса или долькой лайма.
  4. Траву чистотела сорвать и выдавить из стебля сок. Наносить на образование 2—3 раза в день.
  5. Столовую ложку яблочного уксуса соединить с чайной ложкой касторового масла. Смесь прикладывать на родинку в виде компресса на ночь в течение 10 дней.

Не рекомендуется в домашних условиях прижигать родинки уксусной эссенцией или другими химическими препаратами. Это может привести к поражению кожных покровов, попаданию болезнетворных микроорганизмов и воспалению.

Профилактические меры предотвращения появления белых родинок

Если человек имеет наследственную предрасположенность к появлению белых родинок, то предотвратить их возникновение практически невозможно.

Но можно уменьшить вероятность этого, если придерживаться некоторых рекомендаций по профилактике:

• не принимать солнечные ванны в полуденные часы — от 11 до 15 часов,
  • не злоупотреблять посещениями солярия,
  • избегать сильного перегрева тела, в частности, в сауне или парной,
  • расстаться с вредными привычками — алкоголем, курением,
  • ограничить употребление крепкого кофе,
  • сохранять душевное спокойствие, меньше нервничать,
  • сбалансировать питание, включив в него продукты, богатые антиоксидантами,
  • не злоупотреблять гормональными лекарственными средствами.
Родинка на лице

Если родимое пятно белого или другого цвета изменило свой внешний вид, стало кровоточить или чесаться, нельзя заниматься самолечением, нужно сразу обратиться к врачу. Только так можно уберечь себя от многих нежелательных последствий и сохранить красоту и здоровье.