Почему чешется родинка, и что делать

Родинка – это доброкачественное образование, находящееся на поверхности кожи. Она может иметь вид родимого пятна или возвышаться над кожными покровами. В норме невус не должен беспокоить хозяина, и многие люди даже не подозревают о наличии некоторых образований у себя на теле, существуя с ними всю жизнь. В ситуации, когда чешется родинка, болит, травмируется, меняет форму или резко увеличивается в размерах, необходимо обратиться к специалисту для удаления образования и исследования его на доброкачественность. Почему чешется родинка, и что делать

Причины появления зуда

В большинстве случаев возникновение зуда вокруг невуса или в самом образовании не имеет под собой патологических состояний. Чаще всего родинка чешется в том случае, если на нее воздействуют какие-либо внешние, чаще механические факторы. Большое значение имеет область локализации невуса. Наиболее опасны ситуации, когда образования находятся на шее, на спине, животе, в подмышечных впадинах или на волосистой части головы. Такие родинки постоянно подвергаются травмированию, что иногда провоцирует перерождение невуса в злокачественную форму.

Родимое пятно часто начинает зудеть в результате систематического воздействия трения в процессе ношения одежды. Известны случаи травмирования невусов украшениями (браслетами, кольцами, подвесками и цепочками).

Существуют и другие причины, вызывающие зуд:

• укусы насекомых,
  • аллергическая реакция на декоративные и ухаживающие косметические средства,
  • ношение одежды из синтетических тканей, вызывающих раздражение покровов, зуд и покраснение,
  • продолжительное воздействие ультрафиолетовых лучей в процессе загорания на солнце или в солярии,
  • развитие воспаления вследствие попадания инфекции под кожу,
  • гормональные изменения,
  • повышенная сухость кожи из-за нехватки жидкости в организме или авитаминоза.

Существует обратная сторона, когда зуд появляется в результате процессов деления клеток внутри родинки, что свидетельствует о ее перерождении в злокачественную опухоль. Зуд, неправильная форма пятна, болезненные ощущения, резкий рост и выделения – это признак развития онкологического процесса, проявляющегося в виде рака кожи.

Факторы, провоцирующие меланому

Доказано, что люди, имеющие белые или рыжие волосы и бледный цвет кожи, относятся к группе риска по развитию злокачественных опухолей. Они сталкиваются с раком в 100 раз чаще, чем все остальные. Ученые, занимающиеся вопросами этиологии онкологических недугов, выделили ряд факторов, которые способны увеличить риск перерождения обычного невуса в меланому:

• Воздействие солнечных лучей. Данные статистики гласят, что жители Норвегии, северных районов Соединенных Штатов Америки и России сталкиваются с меланобластомой намного реже, чем лица, проживающие в странах с жарким климатом.
  • Травмирование родимых пятен и родинок. В результате механического повреждения образования, гипертермии или обморожения внутри невуса развиваются процессы деления, способные спровоцировать рост нежелательных клеток.
  • Нарушения в работе эндокринной системы. Период беременности, полового созревания и климакса являются факторами риска. Гормональный всплеск в организме часто ведет за собой изменение природы некоторых тканей, в том числе провоцирует перерождение безобидных родинок в злокачественные опухоли.
  • Генетическая предрасположенность. В 75 случаях из 100 меланомы возникают у людей, в чьих семьях ранее были случаи онкозаболеваний.

Симптомы рака кожи

Малигнизация – процесс трансформации образования из доброкачественного в злокачественное, и если говорить и родинке, то это её переход в меланому. Дискомфортные ощущения в виде зуда, которые не проходят, являются сигналом к необходимости тщательного наблюдения за новообразованием. К числу опасных симптомов относят:

• Несимметричность формы – невус начал изменять свои контуры, стал неровным.
  • Размытость границ. Здоровая родинка имеет четкие очертания, и как только они начинают расплываться, нужно бить тревогу.
  • Невус не только чешется, но и болит при прикосновениях.Почему чешется родинка, и что делать
  • Еще один типичный симптом – неоднородность цвета. В нормальном состоянии образование светло-коричневое, розовое или почти черное, но вне зависимости от окраса он всегда равномерный по всей поверхности. Появление пятен, светлых или темных участков – все это выступает признаком озлокачествления.
  • Увеличение размера родинки.
  • Трансформация структуры поверхности невуса – образование выростов, трещин.
  • Изменение плотности родинки.
  • Выпадение волос, которые росли из тканей родинки.
  • Опасными считаются мокнущие и кровоточащие невусы.

Особое внимание стоит уделять образованиям, риск перерождения которых максимально высок: синий, пограничный пигментный, гигантский пигментный невусы, невус Ота и Ито.

Необходимость врачебной помощи

Если родинка начинает болеть, чесаться, и при этом исключены все возможные неопасные причины таких симптомов, обращение к врачу должно быть незамедлительным. Особенно важно записаться на прием к дерматологу, если к зуду присоединяются и другие признаки, указывающие на возможность озлокачествления родинки. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов на выздоровление.

Специалисты настаивают на необходимости внимательного наблюдения за состоянием невусов на своем теле. Стоит составить карту родинок, оценить их внешний вид и отслеживать динамику. Если имеются крупные выступающие образования, то нужно задуматься об их удалении заранее и тем самым снизить риск возникновения меланомы.

Действия в случае зуда

Если после проведения диагностики и консультации с хирургом не было выявлено признаков злокачественности, значит, вокруг родинки чешется по другим причинам. Необходимо уточнить у специалиста, стоит ли удалить новообразование. Например, если невус на спине или шее сильно чешется, это может быть результатом трения об одежду или травматизации об ремень и прочие аксессуары. Учитывая, что постоянное воздействие на родинку является фактором риска, врач может порекомендовать сразу удалить её, минуя вероятность образования меланомы в будущем.

Неприятные ощущения, возникшие из-за укуса насекомого, могут быть минимизированы специальными кремами с антигистаминным действием, и проблема быстро перестанет беспокоить.

Народные средства

Когда красная родинка на теле сильно чешется, можно прибегнуть к нетрадиционной медицине для снятия неприятной симптоматики, ведь расчесывать и травмировать образование опасно. Самыми популярными считаются такие рецепты:

• Компресс из настоя ромашки. Цветки аптечного растения заваривают стаканом кипятка в количестве столовой ложки, настаивают и процеживают. Полученным средством смачивают ватный диск и прикладывают к родинке. За счет противовоспалительного и успокаивающего кожу действия зуд станет менее интенсивным.Почему чешется родинка, и что делать
  • Образование необходимо сначала обработать свежим лимонным соком, а через пару минут потереть разрезанной долькой чеснока. Периодичность процедуры – до 6 раз в день.
  • Смазывать зудящую родинку разведенным водой пищевым уксусом, но не чаще 3 раз в день.

Методы народной медицины рекомендуется применять только в комплексе с традиционными средствами лечения.