Зрение у водителя: требования и ограничения для допуска к вождению транспорта

К вождению транспортного средства существует много медицинских противопоказаний, одно из них — серьезные патологии органа зрения. Для получения допуска к управлению личным или служебным автомобилем любой будущий или действующий водитель обязан пройти шоферскую комиссию. В необходимый перечень диагностических процедур у специалиста-офтальмолога входят: проверка остроты зрения, исследования цветовосприятия и кругозора пациента.

Шоферская медицинская комиссия

Медицинскую комиссию можно пройти в учреждении здравоохранения, имеющем право на ее проведение. Чаще всего это поликлиника по месту регистрации человека или его проживания. В перечень обязательных специалистов помимо офтальмолога входят: невропатолог, психиатр, отоларинголог, хирург, нарколог, терапевт и гинеколог (для лиц женского пола). Если у человека есть какие-либо хронические заболевания, то он должен иметь при себе медицинскую карту с прописанным диагнозом.

Ценовой диапазон шоферского медосмотра зависит от региона и колеблется от 600 до 3000 рублей. Различным категориям граждан справку, разрешающую водить машину, выдают на разный период. Для здоровых водителей личного автотранспорта это 3 года, для профессиональных водителей — 2 года, для лиц возрастом более 50 лет, менее 20 лет и имеющими определенный перечень заболеваний — 1 год.

Основные требования к водителю по зрению

Обследование у офтальмолога имеет основной целью выявить все серьезные отклонения зрения, способные спровоцировать аварийную ситуацию на дороге. Законодательные требования предполагают диагностику по нескольким позициям:

  • острота зрения,
  • уровень цветовосприятия,
  • величина кругозора (качество периферического зрения).

Исследование остроты зрения

Если в анамнезе у водителя уже присутствует снижение остроты зрения и он использует корректирующие средства — очки или контактные линзы (особенно это касается средств постоянного использования), на приеме у врача-офтальмолога в обязательном порядке нужно иметь их при себе. После исследования при положительном его результате доктор всегда делает пометку в медицинской карте об условиях выдачи допуска: в очках, в линзах, без средств коррекции.

Острота зрения пациента устанавливается при помощи специальных стандартных таблиц: Сивцева — со строками, содержащими буквы разного размера, или Головина — со строками, состоящими из комбинаций четырех колец с разрывами.

Таблица Сивцева слева и таблица Головина справа

Для водителя, получившего допуск с учетом использования очков или линз, в правах делается об этом соответствующая пометка. Положительным результатом медосмотра (с учетом ношения линз и очков) считаются следующие значения остроты зрения:

  • категория «В» — не менее 0,6 единицы для обоих глаз или лучше видящий глаз — не менее 0,6 единицы, хуже видящий — не менее 0,2,
  • категория «В» (вождение спецавтотранспорта) — допустимое значение для лучше видящего глаза — не менее 0,8 единицы, хуже видящего — не менее 0,4,
  • категория «С» — не менее 0,7 единицы для обоих глаз или лучше видящий глаз — 0,8 единицы, и не менее 0,4 — видящий хуже,
  • оптическая сила постоянно используемых очков и контактных линз не может превышать +/- 8 диоптрий, причем разница в диоптриях между линзами не должна быть больше 3,
  • в случае полной слепоты одного глаза или отсутствия одного из глаз острота зрения второго должна быть не менее 0,8 единицы без использования корректирующих средств.

С 2018 года в России введены штрафные санкции за вождение без очков или линз для водителей, имеющих соответствующую пометку в удостоверении. Сумма штрафа составляет от 5 000 до 15 000 рублей. Управление автомобилем без средств коррекции по зрению в этом случае приравнивается к езде без прав.

Исследование цветовосприятия

Нарушения цветоощущения определяются общим понятием дальтонизм и разделяются по типу и степени развития патологии:

  • протанопия — трудности с распознаванием красного цвета и его оттенков и без уменьшения поля зрения,
  • дейтеранопия — проблемы с идентификацией зеленого цвета,
  • тританопия — неспособность воспринять синий цвет,
  • ахроматопия — полное отсутствие цветного зрения (крайне редкая патология).

Ранее дальтонизм любой степени был показанием для запрета вождения автотранспорта: считалось, что водитель может перепутать красный и зеленый сигналы светофора. Однако всем хорошо известна последовательность расположения ламп, поэтому при нормальной остроте зрения участники дорожного движения прекрасно видят сигналы. В связи с этим в данный момент существуют только некоторые ограничения: дальтоникам в Российской Федерации разрешено получение водительских прав категорий «А» и «В» для управления личным автотранспортом, но без возможности работы по найму.

Полным противопоказанием для допуска к вождению является только ахроматопия. Пациентам с невозможностью воспринимать цвета (черно-белым зрением) не дают прав.

Диагностика отклонений в цветовосприятии проводится посредством специальных полихроматических таблиц Рабкина. Пациенту последовательно демонстрируются 27 цветных листов, изображение на которых сформировано с помощью множества кружков и точек разного цвета и имеет определенную ‘зашифрованную’ часть (цифры или геометрические фигуры), полностью видимую только не дальтоникам.

Полихроматические таблицы

Исследование периферического обзора

Периферическое, или боковое зрение позволяет человеку лучше ориентироваться в пространстве. За эту способность отвечают периферические отделы сетчатки глаз. Особенно это актуально при езде на автомобиле: для обеспечения максимальной безопасности движения водитель не только следит за дорогой впереди себя, но и замечает все изменения ситуации справа и слева от транспортного средства.

Поле зрения, или угол обзора измеряется в градусах, в норме составляет 180 и исследуется отдельно на каждом глазу при помощи специальных приборов — ручного или автоматического периметров. Суть метода состоит в способности глаза пациента воспринимать боковым зрением светящийся объект, движущийся от периферии обзора к центру. Допускается вождение автомобиля с сужением поля зрения у водителя не более 20 градусов.

Этот вид патологии редкий, не исправляется очковой и линзовой коррекцией и почти всегда свидетельствует о серьезных болезнях органа зрения (глаукоме, скотоме, опухолевых процессах и т. д.). Существуют факторы, способные ощутимо снизить качество периферийного зрения даже для совершенно здорового глаза:

  • сильная усталость, связанная с недосыпанием, чрезмерными физическими и умственными нагрузками, длительной работой за компьютером,
  • употребление алкоголя, наркотиков, сильнодействующих транквилизаторов — эти вещества значительно замедляют все физиологические реакции в организме, поэтому садиться за руль в таком состоянии нельзя.

Противопоказания к вождению по зрению

Существует перечень абсолютных противопоказаний по зрению для выдачи допуска к вождению транспортного средства:

  • 3 месяца с момента любого хирургического вмешательства на глазах,
  • устойчивые изменения слизистых оболочек глаза и мышечных тканей верхнего и нижнего век, препятствующие нормальному зрению (допуск к вождению возможен после устранения аномалий оперативным путем и по прошествии 3 месяцев реабилитации),
  • любые патологии слезного канала (допуск к управлению автотранспортным средством возможен после операции и реабилитационного периода в 3 месяца),
  • диплопия, или двойное зрение одного или обоих глаз (задвоение изображения) вследствие косоглазия,
  • частичное или полное отслоение сетчатки глаза,
  • атрофия зрительного нерва,
  • 3-я и 4-я стадии глаукомы.

Отсутствие стопроцентного зрения не является непреодолимой преградой для вождения автомобиля. Однако всем водителям следует помнить: имея заболевания глаз и садясь без обязательных средств коррекции за руль, они подвергают дополнительной опасности не только себя, но и всех остальных участников дорожного движения.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: