Бинокулярное зрение: описание, норма и отклонения

Бинокулярное зрение – это норма, при которой человек видит объект синхронно (одновременно) двумя глазами с формированием в головном мозге трехмерного изображения. Данная особенность начинает формироваться еще в младенческом возрасте. При отсутствии бинокулярного зрения говорят о монокулярности и косоглазии. Существует отдельный раздел офтальмологии – ортоптика, – изучающий механизмы совместной работы обоих глаз и позволяющий определить уровень бинокулярности.

  • 1. Физиология процесса
  • 2. Отклонения от нормы
  • 3. Диагностика
  • 4. Лечение

Физиология процесса

Всем известен такой предмет, как бинокль. Основная его функция – приблизить рассматриваемый объект и четко его разглядеть. Стереоскопическое (объемное) изображение достигается за счет одновременного использования двух, а не одной смотровой трубы.

По этому же принципу устроены человеческие глаза, поэтому синхронная их работа и называется бинокулярным зрением. В бинокулярной паре один глаз является ведущим, а второй ведомым.

Изображение предметов на сетчатке каждого из глаз формируется отдельно. Зрительная информация, полученная от каждого органа, обрабатывается отдельно и параллельно. Для того чтобы человек увидел одну общую картинку, а не две разные, существуют определенные условия слияния изображения:

  • соответствие формируемых изображений по величине и по форме,
  • расположение изображений на так называемых корреспондирующих (соответствующих) точках сетчатки правого и левого глаза (это абсолютно идентичные точки сетчатки в обоих глазах, расположенные на центральных ямках или одинаковом расстоянии от них),
  • согласованная и качественная работа глазных мышц,
  • расположение обоих глаз в единой горизонтальной и фронтальной плоскости,
  • отсутствие патологий сетчатки, роговицы, хрусталика, стекловидного тела, зрительного нерва и отделов головного мозга, ответственных за возможность и качество зрительного восприятия.

Совмещение двух изображений в единый пространственный образ называется бифовеальным слиянием (или фузией) и осуществляется подсознательно зрительным анализатором коры головного мозга, после чего передается сознанию. При нормальном бинокулярном зрении человек видит мир в трехмерной проекции, может определить расстояние между объектами, их объем, рельеф, глубину и взаимное расположение в пространстве.

Кроме корреспондирующих пар точек, существует масса неидентичных пар – диспаратных, расположенных неодинаково и асимметрично. При формировании изображений на этих точках слияние их невозможно, и образ объекта будет раздваиваться. Этот процесс называется физиологическим двоением. Оно обеспечивает стереоскопичность зрения и позволяет оценить расположение объектов в пространстве относительно друг друга. Особые участки коры головного мозга нейтрализуют его, поэтому, выполнив свою функцию, двоение не препятствует нормальному зрению.

Отклонения от нормы

При различных нарушениях в работе глаз может возникнуть монокулярное зрение – восприятие мира только одним из органов или попеременное восприятие то правым, то левым глазом.

Зрение, которое обеспечивает только один глаз, является отклонением от нормы. В таком случае значительно сужается поле зрения, и человек, хоть и имеет представление о форме и размерах объектов, испытывает проблемы с оценкой их взаимного расположения в пространстве. Точность оценки при этом снижается до 15-20 раз. При такой патологии для характеристики окружающих предметов человек в основном использует только косвенные признаки: величина объектов, разница освещенности, перспектива.

Зоны обзора при бинокулярном и монокулярном зрении

К нарушениям бинокулярного зрения относят такие патологии, как:

  1. 1. Астигматизм. Происхождение данного недуга связано с нарушением нормальной формы роговицы, хрусталика или всего глазного яблока. Световые лучи не могут сойтись в одной точке сетчатки, и изображение искажается, размывается или раздваивается. Это нарушение нуждается в своевременном лечении, так как приводит к сильному снижению зрения и развитию косоглазия. В результате со временем появляется монокулярное зрение.
  2. 2. Косоглазие – отклонение зрительных осей одного или обоих глаз от направления на рассматриваемый объект, при котором затруднена или невозможна их скоординированная работа. Один из типов патологии – монокулярное косоглазие (дисбинокулярная амблиопия) – когда косит один глаз, зрение которого часто сильно снижено, поэтому мозг его не использует и считывает информацию, поступающую от второго глаза. Второй тип – альтернирующее (попеременное) косоглазие, при котором оба глаза косят с одинаковым отклонением и смотрят попеременно, то есть используются оба, но не одновременно.
  3. 3. Анизометропическая амблиопия. При резком несоответствии рефракций обоих глаз – анизометропии – размер рассматриваемого объекта будет разным, если смотреть на него левым или правым глазом. Орган, зрение которого снижено, практически перестает работать. Офтальмологи называют данное состояние ‘ленивый глаз’. Последствием довольно часто является развитие косоглазия у детей, у взрослых в некоторых случаях наступает слепота.

Диагностика

Способность к бинокулярному зрению начинает формироваться в младенческом возрасте (примерно на 3-м месяце жизни) и начинается с закрепления особого рефлекса – бинокулярной фиксации. Окончательно формируется к 12 годам, затем постепенно совершенствуется и продолжает изменяться на протяжении человеческой жизни. Для достоверной диагностики функциональная способность обоих глаз должна проверяться одновременно.

Методик проверки бинокулярного зрения существует несколько. Из них можно выделить неаппаратные методы, имеющие как плюсы (скорость, простота диагностики и отсутствие затрат на проведение), так и минусы (невысокая точность):

  1. 1. Проба с появлением двоения при смещении глаза. Самый простой способ диагностики: производится легким надавливанием пальца на глаз через веко.
  2. 2. Проба Соколова. Ее проводят с помощью полой трубки диаметром около 3 см и длиной 20-30 см. Пациент приставляет трубку к одному глазу, со стороны второго глаза рядом с дальним концом трубки располагает ладонь. Если изображения совмещаются и пациент видит как бы через ‘отверстие’ в ладони, то у него нормальное бинокулярное зрение.
  3. 3. Способ Кальфа (проба на промахи). Пациент держит в вытянутых перед собой руках два остро заточенных карандаша (один вертикально, другой горизонтально) и пытается соединить их кончики. При бинокулярном зрении испытуемые легко справляются с заданием. При наличии промахов зрение пациента является монокулярным.
  4. 4. Чтение с помехой. Пациенту предлагают прочесть небольшой текст в книге и располагают в 3-5 см от его носа со стороны любого из глаз помеху для чтения. В качестве помехи обычно используют карандаш. При бинокулярном зрении, несмотря на помеху, изображения соединяются, и пациент без труда прочтет весь текст. При монокулярном зрении часть текста оказывается перекрыта и недоступна для обзора.
  5. 5. Проба на установочное движение. Перед глазами пациента на расстоянии 20-30 см располагают карандаш или другой небольшой предмет. Когда человек закрывает один глаз рукой, этот глаз совершает движение, отклоняясь к наружному углу. После того как пациент убирает руку, при бинокулярном зрении глаз делает возвратное (установочное) движение в обратную сторону. При отсутствии или слабовыраженном движении диагностируют монокулярное зрение. У детей наличие таких движений проверяют с помощью специальной призмы в 10-12 диоптрий. Внимание малыша привлекают каким-либо интересным предметом. Во время рассматривания быстро помещают и убирают призму перед одним глазом, затем перед вторым. При бинокулярном зрении оба глаза будут совершать возвратные движения.

Более точными для диагностики являются аппаратные методы исследования, которые проводят с использованием специальных приборов:

  1. 1. Тест Белостоцкого – Фридмана. Проводится с помощью четырехточечного цветотеста (прибор ЦТ-1). Основан на разделении полей зрения обоих глаз с помощью светофильтров разного цвета. Прост в применении, дает возможность определить характер зрения, угол косоглазия и ведущий глаз. Этот способ определения и оценки бинокулярного зрения предусматривает ‘мягкое’ разделение полей (‘мягкая’ гаплоскопия) посредством цветных (красного и зеленого) фильтров в условиях, более приближенных к естественным.
  2. 2. Синоптофор. Работает по сходному принципу. Позволяет выявить способность к корреспонденции сетчаток глаз и определить угол косоглазия.

Синоптофор

Для проверки бинокулярного зрения у малышей 3-4-летнего возраста цветовые тесты выполнены в форме хорошо известных и привычных для детского восприятия предметов: дерево, фрукт, автомобиль и т. д.

Лечение

Плеопто-ортоптическое лечение различных нарушений бинокулярного зрения напрямую зависит от причин возникновения и направлено на их ликвидацию. Подбор терапевтических средств проводится квалифицированными офтальмологами и может включать в себя:

  1. 1. Хирургическое лечение. Когда органические нарушения ярко выражены, коррекция возможна только посредством оперативного вмешательства. К подобным патологиям относятся отслойка сетчатки, полное помутнение хрусталика, сильное косоглазие.
  2. 2. Очковую и линзовую коррекцию.
  3. 3. Аппаратную терапию. Применяется лазерная и электрическая стимуляция, тренировка способности к аккомодации и бинокулярности, импульсная магнитотерапия, применение динамических цветовых стимулов.

Воспринимать окружающую действительность полноценно возможно только при бинокулярном зрении. Человек с монокулярным зрением не лишен глубинного восприятия предметов и их взаимного расположения в пространстве полностью, но испытывает в этом отношении большие сложности. С этим связаны ограничения профессионального характера: такие специальности, как хирург, стоматолог, машинист поезда, водитель автотранспорта, летчик и т. д. недоступны при монокулярном зрении.

При невозможности восстановления бинокулярного зрения ощутимую помощь в улучшении ориентирования и оценки окружающего мира окажет тренировка видящего глаза, накопление информации о размерах и форме объектов, их статичности или способах перемещения в пространстве.

Оцените статью

Вострецов Алексей Валерьевич, в 2002г. окончил Уральскую государственную медицинскую академию, лечебно-профилактический факультет по специальности врач.
Подробнее >>>

Формула здоровья
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: