Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения

Валокардин

С жалобами пациентов на внезапное пожелтение ногтевой пластины дерматологи сталкиваются довольно часто. Желтые ногти могут быть следствием возрастных перестроек или нездорового образа жизни. Но иногда резкое изменение цвета может говорить о серьезных заболеваниях, требующих обязательной диагностики и лечения.Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения

Причины

Причин, по которым может измениться пигментация, существует довольно много. Одни из них носят временный характер. Обычно после их устранения ногти снова быстро приобретают свой цвет.

• Использование низкокачественных декоративных лаков или нанесение их без базовой основы. При этом красящие вещества проникают вглубь кератинового слоя и придают ногтю желтизну.
  • Ношение обуви со слишком узким носком или на высоких каблуках приводит к деформации пальцев, нарушает кровообращение в стопе и может вызвать изменение цвета ногтей на ногах. Часто встречается на ногах у женщин, которые много времени проводят в туфлях на шпильках.
  • Пожелтение ногтей на руках часто бывает следствием многолетнего злоупотребления никотином. Организм курящего человека пропитывается вредными веществами, при этом не только ногтевые пластины, но и кожа приобретает желтоватый оттенок. В большинстве случаев встречается у курящих мужчин старшего возраста.Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения
  • Чулочно-носочные изделия из синтетических материалов в сочетании с неудобной тесной обувью провоцируют повышенное потоотделение стоп, вследствие которого ногти могут желтеть и покрываться пятнами.
  • Контакты с некоторыми химическими соединениями, входящими в состав моющих средств, стиральных порошков или другой бытовой химии, часто вызывают пигментацию у людей, склонных к аллергии.
  • Ногти могут стать желтыми после приема антибиотиков, в частности, Тетрациклина, Окситетрациклина, Норфлоксацина, Офлоксацина.
  • «Синдром желтого ногтя» встречается у женщин и мужчин преклонного возраста и является следствием старческих изменений в организме.
  • Желтоватый оттенок может появиться при пренебрежении гигиеническими процедурами.

К сожалению, не все причины, по которым ногтевые пластины изменяют пигментацию, столь безобидны. Желтый цвет может свидетельствовать о наличии в организме патологий:

• Желтеют, слоятся и утолщаются ногтевые пластины на руках и ногах при грибковых поражениях. Онихомикоз — одна из самых распространенных и трудноизлечимых инфекций. Чтобы вылечить грибок, понадобится много времени.
  • Инфекционный гепатит, больше известный как желтуха, а также хронические заболевания печени, приводят к повышенному выделению желчи. В результате в кровь попадает большое количества билирубина, окрашивающего внутренние органы, кожу и основание ногтей в желтоватый цвет.
  • Пожелтение ногтевых пластин бывает при малярии, краснухе, некоторых заболеваниях органов дыхания.
  • У детей дефицит кальция, калия и селена в организме может спровоцировать изменение пигментации кожных покровов и ногтей.
  • Неестественный цвет приобретают ногтевые пластины при патологиях сердечно-сосудистой системы, а также при закупорке лимфатических сосудов нижних конечностей.Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения
  • Нарушение обмена веществ, которое часто является причиной эндокринных патологий (сахарного диабета, заболеваний щитовидной железы), приводит к утолщению и изменению пигментации ногтей.
  • Некоторые дерматологические болезни (псориаз, дисгидротическая экзема) могут сопровождаться пожелтением кожи и ногтевых пластин.

В перечень патологий, одним из признаков которых является желтизна ногтей, входят онкологические заболевания, болезни нервной системы, сифилис, заражение гельминтами. Определить точную причину можно только после полного обследования, в которое входят все необходимые лабораторные анализы.

Способы лечения

Некоторые женщины, обнаружив, что ногти стали тусклыми, ломкими и пожелтели, стараются замаскировать этот дефект при помощи декоративных лаков. Мужчины же и вовсе предпочитают не обращать внимания на эти изменения. Но внушительный перечень заболеваний, которые могут спровоцировать пигментацию, должен насторожить и заставить предпринимать необходимые меры.Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения

Прежде всего, нужно записаться на прием к дерматологу, который проведет опрос и тщательный осмотр, чтобы выяснить истинную причину появления симптома. При необходимости он направит на дополнительные консультации к другим специалистам и даст направление на лабораторные исследования.

Медикаменты

Если пожелтели и потускнели ногти вследствие заболевания, что будет подтверждено диагнозом, врач назначит соответствующее лечение.

1. При грибковом поражении на ноготь наносят лечебные лаки: Лоцерил, Батрафен, Демиктен. Применяют местную терапию мазями и кремами Термикон, Микоспор, Экзодерил. Их мажут не только на ногтевую пластину, но и на весь палец. В особо сложных случаях назначают системные препараты для перорального приема — Нистатин, Орунгамин, Ирунин, Итраконазол. При необходимости пораженный ноготь удаляют хирургическим путем или при помощи препаратов Ногтимицин и Ногтивит. Курс лечения онихомикоза может занять до 12 месяцев, пока не вырастет новый здоровый ноготь.Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения
  2. Если пожелтение ногтевых пластин вызвано проблемами с печенью и желчным пузырем, то после курса терапии назначаются препараты-гепатопротекторы: Гепабене, Эссенциале, Гептрал. При этом ноготь, как правило, приобретает здоровый цвет в первые дни после начала лечения.
  3. При гиповитаминозе или низком иммунитете показан прием витаминных комплексов — Дуовит, Тривит, Декамевит и иммуностимуляторов — Иммунал, Лаферон, Зовиракс, Амиксин.

Если желтые ногти — следствие курения, ношения тесной обуви или контакта с химическими веществами, то достаточно устранить эти причины, чтобы избавиться от изменения пигментации.

Народные средства

Чтобы ускорить процесс отбеливания пожелтевшей ногтевой пластины, можно воспользоваться народными рецептами, доступными в домашних условиях:Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения

1. Содовые ванночки с перекисью водорода. На 1 литр теплой воды добавить 1 столовую ложку пищевой соды и 3 столовые ложки перекиси водорода. Опустить руки или ноги и держать 15—20 минут.
  2. Содово-уксусные аппликации. В небольшое количество соды влить яблочный уксус, чтобы образовалась кашица. Нанести ее на каждый ноготок и выдержать 30 минут. После чего смыть теплой водой.
  3. Отвар ромашки. Две столовые ложки сухих цветов залить 2 стаканами кипятка и выдержать на водяной бане полчаса. Остудить до 40 ℃, влить 1 столовую ложку глицерина. Длительность процедуры — 25—30 минут.
  4. Уксус и лимон. Намочить марлевые тампоны в яблочном уксусе и положить на ногтевые пластины на 15 минут. Вместо уксуса, можно использовать дольки лимона или протирать ногти свежевыдавленным лимонным соком.
  5. Картофель. Сырую картошку очистить и натереть на мелкой терке. Положить небольшое количество кашицы на каждый ноготь и выдержать полчаса. Затем смыть теплой водой с добавлением уксуса или лимонного сока (1 столовая ложка на литр).Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения
  6. Крахмал. Развести небольшое количество крахмала теплым молоком и сделать аппликации для каждого ноготка. Держать не менее 20 минут, после чего смыть водой.
  7. Для удаления желтизны применяют обычную отбеливающую зубную пасту. Ее выдавливают в небольшом количестве на каждую пластину, втирают специальной щеточкой и оставляют до высыхания, а затем смывают теплой водой.
  8. Избавиться от неприятного оттенка, а заодно и укрепить ногти помогут аппликации на основе эфирных масел — иланг-иланг, жожоба, розмарин, можжевельник, чайное дерево. Их можно применять самостоятельно или смешивать с оливковым, касторовым или облепиховым маслом. Проводить такую терапию следует 2—3 раза в день не менее месяца.

Все отбеливающие процедуры нужно выполнять регулярно в течение нескольких недель, пока ногти не приобретут свой естественный цвет.

Профилактика

Желтизна ногтей — это не только эстетическая проблема. Изменение цвета может свидетельствовать о наличии в организме серьезных заболеваний. Поэтому очень важно вовремя принять меры и предупредить появление этого неприятного симптома.

Рекомендации по профилактике следующие:

• Своевременно вылечивать все болезни, регулярно проходить медицинские осмотры и сдавать необходимые анализы.
  • Перед посещением бассейнов, саун, СПА-салонов проводить противогрибковую обработку стоп растворами Микостоп, Бифосин, Термикон. Обувь время от времени орошать спреями Дезавид или Хлоргексидин.
  • При посещении маникюрного или педикюрного кабинета убедиться в тщательной дезинфекции всех инструментов.Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы лечения
  • Не носить долгое время обувь с узкими носками и на высоких каблуках, периодически снимать туфли и разминать пальцы.
  • Ежедневно делать массаж кистей и стоп для усиления кровообращения, уделяя внимание каждому пальцу.
  • Носить чулочно-носочные изделия из натуральных материалов, менять их ежедневно.
  • При контакте с агрессивными веществами надевать на руки защитные перчатки.
  • Не пользоваться некачественными лаками для ногтей и всегда наносить под них специальную основу.
  • Не принимать антибиотики без назначения врача, не увеличивать самостоятельно дозировку и курс лечения.

Необходимо также избавиться от вредных привычек, в частности, курения и вести здоровый образ жизни. Желтеют ногти на руках и ногах: причины и методы леченияНужно чаще бывать на свежем воздухе, включить в рацион побольше овощей, фруктов и других продуктов, содержащих витамины, заниматься спортом. Тогда многие проблемы со здоровьем уйдут сами собой, а желтизна на ногтях не появится никогда.